Медицинские осмотры персонала в общественном питании

Частой причиной штрафов, по итогам проверок предприятий общественного питания, являются нарушения, связанные с отсутствием действующих медицинских книжек работников. Большинство руководителей не придают этому должного значения, хотя эта, казалось бы, не значительная мелочь, может привести к достаточно плачевным последствиям, как для предприятия, так и для его владельца.

Дело даже не в штрафе после проверки. Становится тревожно, если представить, например, что один из сотрудников, не желая терять работу, не сообщил о своей серьезной болезни. Это может быть и гепатит, и туберкулез, возможны кишечные заболевания, и многие другие. Таким образом предприятие ставит под угрозу здоровье и работников, и посетителей. В случае отравления потребителя, возможна приостановка деятельности предприятия на 90 суток. А это совсем не на пользу предприятию, тем более в сфере общественного питания.

Ответственность за прохождение работниками медицинских осмотров несет непосредственно работодатель (ст. 212 ТК РФ), за счет своих же средств (ст. 213 ТК РФ).

Личная медицинская книжка – документ строгой отчетности, который должен быть у работников отдельных профессий, организаций, и производств, связанных с пищевыми продуктами.

Прохождение работниками медицинских осмотров и гигиенического обучения регламентируются многими документами:

  • ФЗ №52 от 30.03.1999 — О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  • ФЗ №29 от 02.01.2000 — О качестве и безопасности пищевых продуктов;
  • ФЗ №157 от 17.09.1998 — Об иммунопрофилактике инфекционных болезней;
  • Приказ №229 МЗ РФ от 29.06.2000 — О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций;
  • Приказ Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 — О личной медицинской книжке и санитарном паспорте;
  • Письмо Госсанэпиднадзора № 11-7/101-09 МЗ РФ от 17.05.2000 — Инструкция о порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов;
  • Приказ № 302н от 12.04.2011 — Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

Требования о необходимости прохождения медицинских осмотров также есть в отраслевых санитарных правилах. Для сферы общественного питания это прежде всего СанПин 2.3.6.1079-01 – Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Какие есть решения по данному вопросу?

  1. В крупных организациях пытаются решить этот вопрос при помощи компьютерных программ позволяющим вести отделом кадров статистику по работникам. Если на предприятии более 100-200 работников, о подобной систематизации стоит задуматься.
  2. Удобным для малых предприятий является составление графика прохождения медицинских осмотров. Контролирует его конечно руководитель. Все упрощается, если с этим графиком, под роспись, ознакомлены сами работники, и он вывешен на общее обозрение. В таком случает работники тоже вовлекаются в контроль сроков его прохождения.
  3. Частой практикой становится заключение договоров с частными медицинскими учреждениями, предоставляющими данную услугу. Это позволяет проходить медицинские осмотры одновременно всему коллективу. В результате чего отпадает необходимость постоянного отслеживания сроков прохождения осмотров у многочисленных работников. Этот способ часто реализуется в школьных и дошкольных учреждениях и достаточно удобен.

Если у Вас есть свои, более удачные решения, по данному вопросу, делитесь в комментариях.

Удачи и процветания Вашему предприятию.
С Уважением «ХАССП-Ликбез».

 

Узнайте, как разработать ХАССП самостоятельно, сэкономив на обучении и аудите производства до 50 000 руб. с помощью нашего авторского пошагового видеокурса. Курс для Вас, если Вы директор или владелец ресторана, кафе, столовой, шеф-повар, заведующий производством, технолог или санитарный врач!

Добавить комментарий