Ключевые вопросы статьи:
Есть мнение, что разрабатывать ХАССП нужно для каждого объекта общественного питания в отдельности. И, как Вы понимаете, если заказывать разработку на каждый объект отдельно – существенно увеличиваются затраты. Тем более, многие компании норовят увеличить стоимость.
Например, у Заказчика запрашивают количество объектов, цехов, их общую площадь, количество сотрудников, перечень позиций в меню и прочие нюансы, и путем несложных манипуляций цена за разработку ХАССП становиться неподъемной и не рентабельной. Как итог, решение о разработке и внедрении откладывают на неопределенный срок.
На самом деле, для сети объектов оптимальным вариантом является разработка именно единой системы ХАССП, а не для каждого по отдельности.
У работников зала, есть свои стандарты: приветствие, предложение блюд, расчеты, работа на кассе и прочие тонкости. Их стандартизируют в первую очередь.
Разработка ХАССП для сетевых компаний, по сути, это стандартизация работы персонала кухни.
При разработке ХАССП разрабатываются стандарты работы для поваров: как соблюдать санитарные правила, личную гигиену, правила обработки поверхностей и прочие важные требования, которые помогают снизить риски, приводящие к отравлениям потребителей.
Да, в соответствии с Российским законодательством, предприятие общественного питания разработать, внедрить и поддерживать процедуры ХАССП на каждом объекте, независимо от размеров, и организационно-правовой формы (ИП или ООО).
Это требование у казано в двух ключевых документах:
Цитата:
«2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи».
Цитата:
«2.1. Предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания»
При разработке ХАССП для сети объектов общественного питания есть некоторые нюансы, влияющие на стоимость:
На разработку ХАССП для сети объектов общественного питания затрачивается существенно больше времени, так как требуется анализ большего количества объектов.
1. На первом этапе анализируется ассортиментный перечень (меню), рецептура и сырьё, из которого готовят все блюда и изделия.
На основе рецептуры разрабатываются блок-схемы технологических процессов. Оценивается необходимость наличия цехового деления, дополнительных инструкций, оборудования и прочие нюансы.
2. Далее анализируются производственные помещения.
Достаточно ли помещений и цехов, проверяется поточность технологических процессов, достаточность оборудования, маркировку, соблюдение санитарных норм – все ли соблюдается, наличие отклонений, как можно исключить нарушения.
3. На третьем этапе анализируются все риски производства, которые могут привести к отравлениям, оформляются инструкции, журналы, политика и приказы о назначении ответственных лиц.
4. На финальном этапе вся документация структурируется, оформляется в виде «Руководства по безопасности пищевой продукции» и плана ХАССП чтобы было удобно пользоваться документами.
По завершению разработки руководитель:
Многие компании для снижения затрат на разработку ХАССП выбирают вариант с обучением.
Давайте разберемся в чем преимущества каждого из подходов:
№
|
Вариант разработки
|
Комментарий
|
Примечание
|
1.
|
Самостоятельная разработка процедур ХАССП
|
Подходит для предприятий общественного питания, имеющих в штате квалифицированных специалистов, разбирающихся в санитарии и обеспечении безопасности пищевой продукции, имеющих опыт разработки, внедрения или поддержания процедур ХАССП на предприятиях, или способных самостоятельно изучить методику разработки.
|
Существенно дольше
Сложнее разобраться
|
2.
|
Заказ у специалистов
|
Позволяет разработать и внедрить процедуры ХАССП в кротчайшие сроки. Подходит для всех предприятий общественного питания:
— при ограниченном времени на разработку и внедрение ХАССП;
— исполняющим предписание Роспотребнадзора;
— готовящихся к проверке объектов Роспотребнадзором;
— при отсутствии своих квалифицированных специалистов.
|
Быстрее
Вам помогут разобраться
Укажут на ошибки
|
3.
|
Обучение своих специалистов, затем самостоятельная разработка
|
Подходит для предприятий:
— сетевых, с большим количеством объектов питания, при наличии отдела контроля качества;
— имеющих в штате необходимое количество специалистов / технологов для разработки ХАССП;
— планирующих в дальнейшем открытие новых объектов питания;
— желающих иметь в штате своих квалифицированных специалистов.
|
Быстрее
Качественнее
Свои квалифицированные специалисты
Легче внедрять
|
4.
|
Смешанный вариант с заказом разработки у специалистов документации для нескольких объектов (образцы), и обучением своего персонала для самостоятельной доработки ХАССП под оставшиеся объекты.
|
Подходит для предприятий с большим количеством типовых объектов (франчайзи, АЗС, сетевые компании):
— Заказ разработки ХАССП на 2-3 объекта (отличающихся по ключевым параметрам);
— Обучение своих специалистов;
— Адаптация/доработка ХАССП под остальные объекты сети.
|
Быстрее
Качественнее
Свои квалифицированные специалисты
Сетевым предприятиям, франшизам позволяет сэкономить
|
Выбор, конечно, за руководителем, исходя из срочности, стоимости, удобства и эффективности для каждого конкретного предприятия общественного питания.
Если остались вопросы, готовы проконсультировать.
Желаю успеха Вам и Вашей компании!
Иван Позняков, Компания «ХАССП-Ликбез».
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Автор статьи
Иван Александрович Позняков
Опыт: 13 лет