Данная статья полезна для понимания последовательности разработки ХАССП. Описанный ниже опыт, ориентирован на предприятия общественного питания (кафе, бары, рестораны и т.д.). Т.к существуют различия в требованиях к общепиту и промышленным предприятиям производящим пищевую продукцию.
В интернете встречается довольно много разных вариантов и названий для описания последовательности разработки ХАССП.
Самый распространённая последовательность – 12 шагов внедрения ХАССП. Проясним что это такое.
12 шагов внедрения, состоят из 5-ти предварительных действий, и реализации 7 принципов ХАССП (схема 1).
Сразу скажу, не стоит на них ориентироваться, т.к. это является всего лишь грубо упрощенным перечнем действий. И при выполнении этих 12 шагов, станет понятно, что на его основе полноценной разработки ХАССП не получится.
Если сомневаетесь, ознакомьтесь с ГОСТ Р 51705.1-2001. Например, в 12 шагах не раскрываются такие разделы, как описания производства, его коммуникаций, производственных помещений, оборудования, потоков сырья, описания сырья, борьбы с вредителями, работы с отходами и других важных составляющих разработки процедур ХАССП.Сразу скажу, не стоит на них ориентироваться, т.к. это является всего лишь грубо упрощенным перечнем действий. И при выполнении этих 12 шагов, станет понятно, что на его основе полноценной разработки ХАССП не получится.
Поэтому, следует понимать, что эти 12 шагов, никуда не приведут. Это просто раскрученный термин. О реальной последовательности поговорим ниже.
Последовательность разработки ХАССП
До начала разработки
Предварительно, определитесь с ГОСТом, на который будете ориентироваться. Конкретно мы, работаем с ГОСТ Р 51705.1-2001. Он подробно и понятно описывает все требования, достаточные для предприятий общественного питания. В качестве дополнения можно прочесть ГОСТ Р ИСО 22000-2007 или ГОСТ Р ИСО 22000-2005, но помните, они ориентированы на промышленные пищевые производства, где требуется разработка Системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП). Для общепита достаточно внедрения процедур ХАССП.
Подробнее в статье Процедуры ХАССП или Система менеджмента?
1. Прежде чем приступать к разработке процедур ХАССП, необходимо определиться, что на предприятии уже есть и работает. Какие документы, инструкции, журналы, графики ведутся на производстве. Прежде всего, это программа производственного контроля согласно СП 1.1.1058-01. Разработанная ХАССП, не освобождает от необходимости соблюдать ранее действовавшие санитарные правила и требования. Подробнее в статье Программа производственного контроля и ХАССП.
2. Необходимо оценить соответствует ли Ваше производство, действующим санитарным правилам для общественного питания. В первую очередь СП 2.3/2.4.3590-20.
В нем прописаны:
Оценив производство по всем этим критериям, Вы сможете исправить многие отклонения, которые уже не нужно будет учитывать при разработке ХАССП.
Во время разработки ХАССП
3. Оформите документы, регламентирующие деятельность предприятия в области безопасности пищевой продукции, и утвердите ответственных лиц.
— Политика в области обеспечения безопасности пищевой продукции
— Приказ о создании группы ХАССП
4. Опишите производство: помещения, коммуникации, сырье (реестр), готовую продукцию (реестр), оборудование, потоки сырья, готовой продукции, отходов, размещение приманок и ловушек для грызунов, технологические процессы приготовления блюд (блок-схемы, ТК, ТТК).
5. Разработайте планово-предупредительные мероприятия Согласно СП 2.3/2.4.3590-20. и СП 1.1.1058-01.
6. Определите перечень возможных опасных факторов производства.
7. Проведите анализ рисков, выявите критические контрольные точки (ККТ) производства.
8. Разработайте план ХАССП (рабочие листы) для каждой ККТ.
— Установите критические пределы для каждой ККТ;
— Разработайте систему мониторинга для каждой ККТ;
— Разработайте корректирующие действия.
9. Разработайте процедуры устранения несоответствий.
10. Разработайте процедуры управления документацией.
11. Разработайте процедуры внутренних проверок и аудитов ХАССП.
После разработки ХАССП
12. На основе разработанной документации составьте программу для обучения персонал и график обучения.
13. Проведите обучения персонала.
14. Проведите проверку внедренного ХАССП, выполнение персонала всех требований и инструкций, при необходимости внесите коррективы в документацию.
В дальнейшем, для контроля персонала, стоит проводить промежуточное обучение и тестирование на знание санитарных норм и правил, установленных на производстве.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Автор статьи
Иван Александрович Позняков
Опыт: 13 лет