Кафе — предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары (по ГОСТ 30389-2013).
Ассортиментный перечень продукции кафе:
Блюда, десерты и напитки собственного производства, в том числе фирменные, национальные, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия. Неширокий выбор алкогольных и безалкогольных напитков.
Формы обслуживания кафе:
— с полным обслуживанием официантами;
— с частичным обслуживанием официантами;
— с частичным самообслуживанием;
— с полным самообслуживанием.
Форматы кафе:
— Неспециализированные;
— Специализированные: кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-пекарня, кафе-молочная, кафе-пиццерия, кафе-шашлычная, кофейня-таверна, кафе-чайная и другие.
Подробнее в ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
Или в нашем видео: Типы предприятий общественного питания.
Цитата из ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
«Статья 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации
1. Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи».
Цитата из СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
«2.1. Предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания».
1. При разработке ХАССП для кафе лучше ориентироваться на ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
Для кафе этого будет достаточно, чтобы оно соответствовало ТР ТС 021/2011 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
2. Для проверки правильности разработки ХАССП рекомендуем ориентироваться на Методические рекомендации. МР 5.1.0098-14 «Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП». Этот документ разработан для инспекторов роспотребнадзора, его используют при проверке процедур ХАССП.
Если кафе не реализует свои готовые блюда и изделия в сети (Магнит, Ашан, X5 Retail Group и тому подобные) сертификация не требуется.
Если не участвуете в тендерах, например, на обеспечение питанием сотрудников других организаций – сертификация также не требуется. Лишняя трата времени и денег.
Можете смело отказываться от сертификации даже в качестве бонуса – бесполезная бумага, скорее всего не пригодится.
Но сертификат может пригодится если планируете участие в тендерах на обеспечение питанием сотрудников сторонних организаций (на аутсорсинге) –- некоторые заказчики, по незнанию, запрашивают сертификат при проведении тендера, хотя он и не является обязательным.
Не рекомендуем заказывать для «кафе» Систему менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) или документацию ХАССП по ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (включая ГОСТ Р ИСО 22000-2007, и другие).
Во-первых, для небольшого кафе – это излишняя документация.
Во-вторых, в ней будет сложнее разобраться.
В-третьих, стандарты ИСО в основном рассчитаны на промышленное производство. В них большее количество документов – например, в ИСО есть требования к прилегающей территории, работе с рекламациями и т.д. Не поддавайтесь на рекламу и предложения о разработке ХАССП по ИСО, рассказы, что это лучше, это качественнее и т.д.
Если все-таки разработали или планируете разрабатывать ХАССП по стандартам ИСО, это не будет считаться нарушением, просто больше документов, журналов, инструкций и пр.
Сравнение есть статье: «Процедуры ХАССП или Система менеджмента?».
Система ХАССП должна включать в себя:
— Нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия в области безопасности пищевой продукции (приказ, политика, намерения).
— Описание предприятия, производства.
— Обязательные предварительные и планово-предупредительные мероприятия (инструкции, журналы, памятки, графики, договоры и т.п.), их анализ.
— Выявление и описание опасных факторов.
— Анализ рисков.
— Анализ наличия критических контрольных точек (ККТ). Мониторинг ККТ. Корректирующие действия.
— План ХАССП/листы ХАССП.
— Методы устранение несоответствий.
— Управление документацией.
— Обучение персонала.
— Актуализация процедур ХАССП.
Список составлен согласно ГОСТ Р 51705.1-2001.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Автор статьи
Иван Александрович Позняков
Опыт: 13 лет