Забавно, но мало кто говорит, что делать ПОСЛЕ разработки процедур ХАССП. Создается впечатление, что после получения полного пакета документации все заканчивается.
Напротив, далее наступает ответственный этап – внедрения и поддержания процедур ХАССП. Это вроде как само собой разумеющееся, тем не менее об этом стоит поговорить отдельно.
Что необходимо для внедрения ХАССП
Еще на стадии разработки ХАССП необходимо определить:
— как будете проверять выполнение персоналом процедур ХАССП (внутренний аудит);
— как часто будете проверять;
— как будете фиксировать внутренние проверки, аудит ХАССП;
— как и чему будете обучать персонал (сам он к сожалению не научится);
— как будете проверять их знания и соблюдение разработанных инструкций;
— как будете совершенствовать или дополнять ХАССП (в случае выявления не эффективных процедур);
— как будете изменять документацию, и контролировать ее актуальность.
Для этого в рамках разработки ХАССП, необходимо составить следующие документы:
— программа обучения персонала (темы для изучения);
— график обучения персонала;
— инструкция по проведению внутренних проверок ХАССП (периодичность, критерии оценки);
— инструкция по управлению документацией.
План внедрения
То, как внедрять разработанные процедуры ХАССП, предприятие определяет самостоятельно, т.к. у каждого свои особенности.
Стоит обратить внимание на ключевые составляющие внедрения:
План обучения персонала обычно строится на основе:
— Потоки сырья, продукции, отходов;
— Опасные факторы;
— Критические контрольные точки;
— Технологические процессы;
— Работа с документацией ХАССП, и т.д.
— Правила личной гигиены на производстве;
— Правила использования измерительных приборов;
— Требования к транспортировке сырья и продукции;
— Требования к хранению сырья и продукции;
— Требования к обработке сырья и приготовлению продукции;
— Процедуры приемки сырья, оценка качества сырья, проверка документации;
— Органолептическая оценка продукции;
— Требования к уборке помещений;
— Требования к обработке оборудования и инвентаря;
— Управление перекрестными загрязнениями;
— Обработка овощей и яиц;
— Предотвращение попадания инородных предметов;
— Контроль аллергенов;
— Оценка фритюрных жиров и т.д.
По итогам обучения, персонал должен знать и понимать:
— Что такое ХАССП, для чего внедряется;
— Какие риски для потребителя могут существовать на производстве;
— Как исключить риски для потребителя;
— Критические контрольные точки для исключения рисков;
— Правила ведения документации и т.д.
Хорошим вариантом проверки знаний персонала является наличие тестирования после обучения, а также промежуточные аттестации. Можно использовать тестирование как способ оценки персонала, или как форма допуска к работе на производстве. Если персонал не знает санитарных правил и требований, он может принести больше вреда чем пользы.
Система контроля ХАССП может включать в себя:
— Периодичность проведения проверок;
— Перечень проверяемых параметров, документов, процедур, знаний персонала (чек-листы);
— Наличие ответственных за проверку лиц;
— Формы отчетности для руководителя.
Система оценки эффективности ХАССП может включать:
— Чек-листы для оценки тенденций (улучшение, ухудшение);
— Оценку эффективности и безопасности в баллах (как в методических рекомендациях Роспотребнадзора МР 5.1.0098-14).
— Действия в случае выявления несоответствий (например, порядок изменения инструкций).
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Автор статьи
Иван Александрович Позняков
Опыт: 13 лет