Перед началом самостоятельной разработки системы менеджмента и безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП (далее — система ХАССП) возникает вопрос: чем отличаются системы ХАССП для столовой и ресторана, или буфета и кафе?
Если разобраться, то дело тут не в самой системе ХАССП, а в типе предприятия.
Все предприятия общественного питания классифицируются по нескольким признакам.
Таблица. Классификация предприятий (объектов) общественного питания [1].
Признак классификации предприятий (объектов) общественного питания | Классификационные группы |
По характеру деятельности | Предприятия (объекты), организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям: заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания и др.
Предприятия (объекты), организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки: рестораны, кафе, бары, столовые, предприятия (объекты) быстрого обслуживания, закусочные, кафетерии, буфеты. Предприятия (объекты), организующие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте: магазины (отделы) |
По типам | Ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, магазин (отдел) кулинарии |
По мобильности | Стационарные
Передвижные |
По организации производства продукции общественного питания | Предприятия (объекты), работающие на сырье (с полным технологическим циклом), полуфабрикатах (доготовочные), комбинированные |
По уровню обслуживания | Предприятия (объекты) класса (категории) люкс, высший, первый |
По месторасположению | Общедоступные и закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей |
По времени функционирования | Постоянно действующие, сезонные (летние) |
Приведенные в таблице различия предприятий общественного питания, предполагают, что при разработке системы ХАССП будут отличаться многие параметры:
– критические контрольные точки;
– предупредительные мероприятия;
– журналы учета;
– технологические процессы;
– набор инструкций;
– ассортимент, а значит и документация в части описания сырья и продукции;
– могут быть дополнительные группы документов для доставки и кондитерских производств, если они имеются.
Разберем на примере: самой трудоемкой будет разработка системы для предприятий, работающих на сырье, с полным технологическим циклом (к примеру, ресторан с кондитерским производством и доставкой). Т.к. на таком производстве более сложный технологический процесс (приемка-хранение-заготовки-кулинарная обработка-хранение готового продукта-доставка-реализация). Отсюда и большее количество факторов риска, способных повлиять на безопасность готового продукта: сырье, кондитерское производство, условия доставки, обслуживание официантами, широкий ассортимент и т.п.
Наиболее простая, по содержанию, система ХАССП будет в предприятии, работающем на полуфабрикатах (доготовочные). Это буфеты, бистро, кафетерии, т.к. они не работают с сырыми продуктами, и все технологические процессы проще (приемка-хранение-разогрев (возможно)-реализация).
Следовательно, при разработке системы ХАССП, следует ориентироваться, в первую очередь на технологические процессы конкретного производства.
Критерий для оценки эффективности внедренной системы ХАССП один: она должна обеспечивать выпуск безопасной для потребителя продукции.
Достаточно подробно процедуры оценки процессов производства (изготовления пищевой продукции, и оценки степени риска выпуска опасной продукции описаны в методических рекомендациях федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [2].
Источник:
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Автор статьи
Иван Александрович Позняков
Опыт: 13 лет